Премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда»

16 и 17 марта на Большой сцене «Красного факела» прошли премьерные показы спектакля «Леди Макбет Мценского уезда». К очерку Николая Лескова театр обратился впервые. Новую жизнь в известный литературный сюжет вдохнут драматург Семен Саксеев и режиссер Петр Шерешевский. Визуальные миры спектакля сочинили художники Фемистокл и Ольга Атмадзас, световое оформление выполнил Стас Свистунович, а музыкальный образ спектакля создали композитор Ванечка (Оркестр Приватного Танца) и саунд-дизайнер Максим Мисютин.

Если в повести Николая Лескова героиня томилась в купеческом доме, то сценической версии Петра Шерешевского Катерина Измайлова выросла в провинциальных районах-кварталах и лишь после замужества переехала в город-миллионник. Правда, вокруг мало что изменилось – те же дворы, те же панельки, те же серые пейзажи. Через текст Лескова, написанный 160 лет назад, создатели спектакля исследуют сознание современного человека и ответят на вопросы: изменилась ли наша природа? Стали ли мы цивилизованнее? Насколько тонка грань, отделяющая нас от преступления? Жив ли пресловутый «нравственный закон внутри нас»?

Ненависть, любовь, равнодушие, страсть – что подталкивает людей к опасной черте, за которой только тьма? Катерина Львовна вышла замуж за состоятельного предпринимателя Измайлова по расчету. И тихо маялась бы от скуки дальше, если б не появился в ее жизни Сергей, согласный без устали на руках носить и в уста сахарные целовать. И готова теперь Катерина Львовна за Сергея «в огонь, в воду, в темницу и на крест». В борьбе за свое счастье и вполне материальные желания возлюбленного ее не остановят человеческие жертвы. Остросюжетный очерк Николая Лескова обращает нас к бытовым злодеяниям, которые и сегодня могут скрываться за окнами «панелек на районе». 

«Лесков очень хитро переплетает этакую сказовость, сказочность языка, которым он ведет рассказ, с абсолютно холодным злом, расчетливостью и полным отсутствием моральных ориентиров у героев этой истории, — рассказывает режиссер спектакля «Леди Макбет Мценского езда» Петр Шерешевский. — От этого еще страшнее в этой сказочке. Мне хотелось именно этот страшный диссонанс сохранить. Перенося историю в сегодняшний день, сохранить этакую блестящую конфетную обертку. А внутри еще выпуклее на контрасте банальное, безэмоциональное зло. Вообще мы рассказываем о банальности зла, о его обыденности. О том, что в сегодняшнем мире, кажется, никакую грань и не переступают, а убивают так же просто и обыденно, как зубы чистят. И это может происходить рядом, за стенкой, почти на наших глазах, мы и не заметим. Или не хотим замечать. Нам проще прикрыть глаза, чтобы не брать на себя моральную ответственность».